Колыбель тюркского мира

Новый Указ Главы государства о создании Туркестанской области – важная веха в истории суверенного Казахстана. Президент Нурсултан Назарбаев последовательно и неуклонно реализует свою общенародную программу духовного возрождения общества.

Невозможно любить соседа, если ты не ценишь и не уважаешь свой собственный дом. А Туркестан – это и есть наше самое сокровенное «я», наш общий «тюркский дом», в котором всегда были рады гостям и близким. Как здесь не вспомнить известные строки великого Магжана: «Туркестан – это ключ во все миры, Туркестан – это прародина героических тюрков, поэтому родиться и жить в Туркестане – счастливый удел, дарованный Богом…»

Мы все в некотором смысле живем в Туркестане, потому что слово «Туркестан» является историческим синонимом географическому названию Казахстан. Ведь именно наша земля является святым местом, где похоронены великие предки всех тюркских народов современности – Коркыт-ата, Ходжа Ахмед Ясави, здесь родился Абунасыр аль-Фараби.

Тюркская солидарность в системе ценностей Нурсултана Назарбаева никоим образом не противоречит, а, наоборот, стимулирует развитие инициатив в рамках Евразийского экономического и Таможенного союзов, трансконтинентальных проектов Великого шелкового пути, идеи Большой Евразии, сближения с ЕС и другими начинаниями, способствующими Казахстану, как точно отметил сам Президент, «возродить свою историческую роль и стать крупнейшим деловым транзитным хабом Центрально-Азиатского региона, своеобразным мостом между Европой и Азией».

И создание новой Туркестанской области в республике – логичес­кое звено на этом пути. Как тут не вспомнить слова директора Института азиатских исследований Кембриджского университета профессора Джефри Хана, сказанные им после посещения Нурсултаном Назарбаевым этого университета в 2012 году: «Неоспоримо, что тюркские народы и их культура обладают грандиозным всемирным потенциалом и занимают центральное место на мировой арене на стыке Европы и Азии. Непозволительно, что до сих пор ни один британский университет не имеет тюркологических подразделений. Мы готовы приложить усилия для изучения и преподавания казахского языка в стенах Кембриджского университета…».

Знаете ли вы о том, что, например, до революции в Туркестанской республике, в состав которой, кстати, входили почти все нынешние среднеазиатские государства, был довольно высокий уровень жизни, развитое сельское хозяйство и промышленность, активно инвес­тируемые западными странами, была действующая сеть железных дорог, телеграф, электрофикация, мощный пласт местной интеллигенции? Помним ли мы, что за несколько месяцев до штурма Зимнего дворца и выстрела «Авроры» советская власть была установлена в Туркестане раньше, чем в России? Именно поэтому в первые годы советской власти в Москве исправно функционировали центральные исполнительные органы Туркестана – головные министерства и ведомства.

Не случайно в прошлом, 2017 году город Туркестан был объявлен ТЮРКСОЙ духовной столицей тюркского мира. Многие видные государственные деятели казахской нации прошлого – правители, старейшины, полководцы – покоятся именно в Туркестане. Более того, именно отсюда тянутся нити распространения окаймленных в высокий слог моральных и нравственных ценностей – «Хикметов» Ходжи Ахмеда Ясави. Например, турецкий профессор, один из основателей исторической тюркологии, Фуад Копрулю сказал: «Если бы не было Ходжи Ахмеда Ясави – не было бы Турции как государства».

Вот оно – глубокое понимание истории и благородной миссии казахского народа по сохранению и развитию общенациональных духовных святынь. Вот так стыкуются Запад и Восток, тюркский мир и Европа – жизнь сама расставляет свои коррективы и генерирует новые посылы взаимной заинтересованности.

В этом гениальность Нурсултана Назарбаева – для вхождения в тридцатку высокоразвитых государств мира мы должны обратить внимание на духовное возрождение своих национальных корней, для развития собственной самобытной культуры. Нам следует обратиться к общечеловеческим, европейским демократическим ценностям. Цент­робежные и центростремительные линии стыкуются в рамках единой высокой цели, устремленной в будущее, – Рухани жаңғыру.

Ерден Кажыбек, доктор филологических наук, профессор